План работы службы школьной медиации
ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давления на стороны. Он лишь организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения.
Медиативный подход – деятельностный подход, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и\или эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Служба школьной медиации позволит:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Учащимся служба школьной медиации поможет:
- научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
- научиться убеждать других словами, а не силой;
- участвовать в интересной «взрослой» и общественно полезной (волонтерской) деятельности;
- научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
- научиться выходить из конфликта, ссоры, обиды так, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
- помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
- получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.
- лучше понимать сверстников и взрослых (родителей и учителей).
- школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
- у детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
- ребенку-правонарушителю восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны сверстников, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.
- обрести конструктивную поддержку класса (группы) в положительных изменениях.
Возможные причины для обращения родителей в службу школьной медиации:
- родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним;
- родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем;
- родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией;
- родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.