Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Обучение ведению самостоятельных исследований - одна из актуальных задач, стоящих перед школой.
Изменения в российском обществе, вызванные социально-экономическими переменами, связанными с формированием системы рыночных отношений, произошедшие в конце 20 века, носят кардинальный характер, и они повлекли за собой перемены в образовании. Процессы демократизации, протекающие в современном обществе, вызывают адекватное изменение целей образования.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «в первую очередь главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем».
Этой цели невозможно добиться, если кропотливо не заниматься организацией научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Именно исследовательская деятельность школьников в большей степени, чем любая другая создает условия для развития личности ученика, так как в ходе ее создаются условия для:
- психического развития ребенка (саморазвития);
- развития аналитического мышления, творческих способностей;
- формирования основ исследовательской культуры;
- освоения новых способов деятельности.
В ходе исследовательской работы формируются навыки, необходимые для дальнейшего успешного интеллектуального и творческого развития личности.
Учебно-интеллектуальные умения:
- анализировать,
- сравнивать,
- классифицировать и систематизировать,
- обобщать,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- выявлять закономерности,
- строить умозаключения.
Учебно-исследовательские умения:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- формулировать цели и задачи исследования;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- формировать умения и навыки проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы, умозаключения;
- доказывать и защищать свою точку зрения.
- работать с разными источниками информации;
- представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом).
Коммуникативные:
- передавать прочитанное в сжатом и развернутом виде;
- составлять план;
- создавать письменное и устное высказывание определенного типа и стиля речи.
Организация исследовательской работы в школе обеспечивает реализацию еще одной важнейшей на сегодняшний день задачи, намеченной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - поддержки талантливых детей. Не секрет, что у ребенка, отличающегося высокими интеллектуальными и творческими способностями, любознательностью, стремлением к самостоятельности в познавательной деятельности часто теряется интерес к учебе в рамках традиционной системы обучения. Поддержать, разжечь искорку этого интереса – задача, прекрасно решаемая благодаря привлечению ребенка к исследовательской деятельности.
Понимание тех возможностей, которое предоставляет исследовательская деятельность для развития ребенка, и обусловило то, что в нашей школе в последние годы уделяется большое внимание ее организации, что привело к тому, что в последние годы наши обучающиеся добиваются хороших результатов на городских научно-практических конференциях.
Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Например, работа называется «Изучение воздействия слабых геомагнитных возмущений на отдельные характеристики физического здоровья людей»
Целью исследования было: проанализировать влияние слабых геомагнитных возмущений на некоторые физиологические параметры здоровья человека.
Задачи исследования:
- изучение литературы по вопросу, каким образом влияют геомагнитные возмущения на здоровье человека;
- экспериментально проанализировать влияние геомагнитных бурь на некоторые параметры здоровья человека через проведение социологического опроса;
- сделать вывод о влиянии геомагнитных бурь на здоровье человека в соответствии с возрастом исследуемых.
Выводы:
- При слабых геомагнитных возмущениях исследуемые испытывали головные боли, причем число человек испытывающих головные боли возрастало в зависимости от возраста.
- Примерно 50% опрошенных в возрасте от 10 лет и старше испытывали слабость.
- Наблюдается общая тенденция роста плохого самочувствия, причем в подростковом возрасте и в возрасте кризиса средних лет процент испытывающих плохое самочувствие выше.
- Более 50% всех опрошенных за исключением детей в возрасте до 10 лет, не испытывали повышение умственной работоспособности.
- Наблюдается общая тенденция роста процентного соотношения людей, не испытывающих повышение физической работоспособности, причем самый высокий процент отмечается в возрасте 20 – 30 лет.
- Наибольшее число испытывающих усталость пришлось на возраст 40 – 50 лет, хотя более 15% отметили этот факт во всех возрастах.
- Наибольшее число испытывающих наиболее ярко воздействие геомагнитных возмущений пришлось на возраст 10 – 20 лет и 30 – 40 лет, два переходных физиологических кризиса.
Этапы работы над научным исследованием
- Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
- Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
- На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
- На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
- Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Методы НИР:
- Наблюдение
- Эксперимент
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
ДОКЛАД |
|
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА |
|
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ |
|
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ |
|
РЕФЕРАТ |
|
МОНОГРАФИЯ |
|
Формы предоставления исследования:
- Публичный доклад или сообщение
- Обсуждение результатов
- Дискуссия
- Публичная защита в форме лицензирования
- Беседа и спор с оппонентами и коллегами
Основные принципы НИР:
- Принцип объективности
- Принцип сущностного анализа
- Генетический принцип
- Принцип единства логического и исторического
- Принцип концептуального единства
Требования к содержанию научной работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит:
|
Оглавление | Включает:
|
Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц) |
Содержит:
|
Основная часть (не более 10 страниц) |
Состоит
|
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). |
Примерный план написания научно-исследовательской работы
Введение.
Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.
Обзор литературы.
Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.
Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.
Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.
Анализ исследовательских результатов.
В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.
Выводы.
В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.
Завершает работу список использованной литературы.
Литературные источники можно расположить следующим образом:
- Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.
- Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).
- Энциклопедии, тематические словари, справочники.
- Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).
- Сборники нормативных документов (если это необходимо).
- Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).
Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
- титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
- текст работы должен быть пронумерован;
- работа должна иметь оглавление;
- основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
- если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
- работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
- к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам
- Чёткость и доступность изложения материала.
- Соответствие темы работы её содержанию.
- Актуальность и практическая значимость работы.
- Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.
- Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.
- Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.
- Оформление научной работы.
- Культура выступления на конференции.
Культура выступления на конференции
- Регламент выступления на секции – до 10 минут.
- Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
- Выступление должно проходить чётко.
- Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).
Критерии оценивания исследовательских работ на научно-практической конференции
Критерии оценивания работы:
- Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
- Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники, объем использованной литературы.
- Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.
- Логичность изложения материала.
- Оригинальность к подходам решения проблемы.
- Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы (для ученических работ практически не оценивается).
- Практическая значимость работы.
- Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.
- Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
- Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.
Критерии оценивания представления работы (доклада):
- Четкость изложения материала, свобода использования данных.
- Убедительность аргументов.
- Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
- Убедительность аргументации при ответе на вопросы.
- Качество презентации, использование ТСО.
Личностные качества докладчика:
- Эрудиция при защите проекта.
- Уровень развитости мышления.
- Грамотная речь при защите проекта.
- Умение вести диалог.
- Умение вести себя на сцене свободно, раскованно.