keyboard_arrow_up

Не существует сколько-нибудь
 достоверных тестов на одаренность, 
кроме тех, которые проявляются
 в результате активного участия
 хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе. 
А. Н. Колмогоров

 

Обучение ведению самостоятельных исследований - одна из актуальных задач, стоящих перед школой.

Изменения в российском обществе, вызванные социально-экономическими переменами, связанными с формированием системы рыночных отношений, произошедшие в конце 20 века, носят кардинальный характер, и они повлекли за собой перемены в образовании. Процессы демократизации, протекающие в современном обществе, вызывают адекватное изменение целей образования.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «в первую очередь главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем».

Этой цели невозможно добиться, если кропотливо не заниматься организацией научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Именно исследовательская деятельность школьников в большей степени, чем любая другая создает условия для развития личности ученика, так как в ходе ее создаются условия для:

  • психического развития ребенка (саморазвития);
  • развития аналитического мышления, творческих способностей;
  • формирования основ исследовательской культуры;
  • освоения новых способов деятельности.

В ходе исследовательской работы формируются навыки, необходимые для дальнейшего успешного интеллектуального и творческого развития личности.

Учебно-интеллектуальные умения:

  • анализировать,
  • сравнивать,
  • классифицировать и систематизировать,
  • обобщать,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • выявлять закономерности,
  • строить умозаключения.

Учебно-исследовательские умения:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • формулировать цели и задачи исследования;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • формировать умения и навыки проводить эксперимент;
  • структурировать полученный в ходе исследования материал;
  • делать выводы, умозаключения;
  • доказывать и защищать свою точку зрения.
Учебно-информационные:
  • работать с разными источниками информации;
  • представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом).

Коммуникативные:

  • передавать прочитанное в сжатом и развернутом виде;
  • составлять план;
  • создавать письменное и устное высказывание определенного типа и стиля речи.

Организация исследовательской работы в школе обеспечивает реализацию еще одной важнейшей на сегодняшний день задачи, намеченной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - поддержки талантливых детей. Не секрет, что у ребенка, отличающегося высокими интеллектуальными и творческими способностями, любознательностью, стремлением к самостоятельности в познавательной деятельности часто теряется интерес к учебе в рамках традиционной системы обучения. Поддержать, разжечь искорку этого интереса – задача, прекрасно решаемая благодаря привлечению ребенка к исследовательской деятельности.

Понимание тех возможностей, которое предоставляет исследовательская деятельность для развития ребенка, и обусловило то, что в нашей школе в последние годы уделяется большое внимание ее организации, что привело к тому, что в последние годы наши обучающиеся добиваются хороших результатов на городских научно-практических конференциях. 

 

В помощь учащимся

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Например, работа называется «Изучение воздействия слабых геомагнитных возмущений на отдельные характеристики физического здоровья людей»

Целью исследования было: проанализировать влияние слабых геомагнитных возмущений на некоторые физиологические параметры здоровья человека.

Задачи исследования:

  1. изучение литературы по вопросу, каким образом влияют геомагнитные возмущения на здоровье человека;
  2. экспериментально проанализировать влияние геомагнитных бурь на некоторые параметры здоровья человека через проведение социологического опроса;
  3. сделать вывод о влиянии геомагнитных бурь на здоровье человека в соответствии с возрастом исследуемых.

Выводы:

  1. При слабых геомагнитных возмущениях исследуемые испытывали головные боли, причем число человек испытывающих головные боли возрастало в зависимости от возраста.
  2. Примерно 50% опрошенных в возрасте от 10 лет и старше испытывали слабость.
  3. Наблюдается общая тенденция роста плохого самочувствия, причем в подростковом возрасте и в возрасте кризиса средних лет процент испытывающих плохое самочувствие выше.
  4. Более 50% всех опрошенных за исключением детей в возрасте до 10 лет, не испытывали повышение умственной работоспособности.
  5. Наблюдается общая тенденция роста процентного соотношения людей, не испытывающих повышение физической работоспособности, причем самый высокий процент отмечается в возрасте 20 – 30 лет.
  6. Наибольшее число испытывающих усталость пришлось на возраст 40 – 50 лет, хотя более 15% отметили этот факт во всех возрастах.
  7. Наибольшее число испытывающих наиболее ярко воздействие геомагнитных возмущений пришлось на возраст 10 – 20 лет и 30 – 40 лет, два переходных физиологических кризиса.

Этапы работы над научным исследованием

  1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
  2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
  3. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
  4. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  5. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Методы НИР:

  • Наблюдение
  • Эксперимент

Виды исследовательских работ

 

Форма Структура
ДОКЛАД
  • в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
  • сущность темы, обоснованные научные предложения;
  • выводы и предложения.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
  • основные положения доклада;
  • основные выводы и предложения.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
  • заголовок;
  • вводные замечания;
  • краткие данные о методике исследования;
  • анализ собственные научных результатов и их обобщение;
  • выводы и предложения;
  • ссылки на цитируемую литературу.
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ
  • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
  • значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;
  • детальная характеристика применявшихся методов;
  • существование новых научных результатов;
  • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;
  • выводы и предложения.
РЕФЕРАТ
  • вводная часть;
  • основной текст;
  • заключительная часть;
  • список литературы;
  • указатели.
МОНОГРАФИЯ
  • введение;
  • подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;
  • выводы по каждому разделу (главе);
  • заключение.

Формы предоставления исследования:

  • Публичный доклад или сообщение
  • Обсуждение результатов
  • Дискуссия
  • Публичная защита в форме лицензирования
  • Беседа и спор с оппонентами и коллегами

Основные принципы НИР:

  • Принцип объективности
  • Принцип сущностного анализа
  • Генетический принцип
  • Принцип единства логического и исторического
  • Принцип концептуального единства

Требования к содержанию научной работы

Структура Требования к содержанию
Титульный лист Содержит:
  •  наименование учебного заведения, где выполнена работа;
  •  фамилию, имя и отчество автора;
  •  тему научной работы;
  •  фамилию, имя и отчество научного руководителя;
  • город и год.
Оглавление Включает:
  • наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Введение 
(вступление)
(рекомендуемый объём до двух страниц)
Содержит:
  • оценку современного состояния решаемой проблемы;
  • обоснование необходимости проведения работы.
Основная часть 
(не более 10 страниц)
Состоит
  • из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.
Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.
Выводы Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.
Список литературы Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

Примерный план написания научно-исследовательской работы

Введение.

Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.

Обзор литературы.

Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов.

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

Выводы.

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список использованной литературы.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

  1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.
  2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).
  3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.
  4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).
  5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).
  6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

  • титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
  • текст работы должен быть пронумерован;
  • работа должна иметь оглавление;
  • основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
  • если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
  • работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
  • к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам

  • Чёткость и доступность изложения материала.
  • Соответствие темы работы её содержанию.
  • Актуальность и практическая значимость работы.
  • Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.
  • Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.
  • Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.
  • Оформление научной работы.
  • Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции

  1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.
  2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
  3. Выступление должно проходить чётко.
  4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).

Критерии оценивания исследовательских работ на научно-практической конференции

Критерии оценивания работы:

  1. Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
  2. Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники, объем использованной литературы.
  3. Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.
  4. Логичность изложения материала.
  5. Оригинальность к подходам решения проблемы.
  6. Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы (для ученических работ практически не оценивается).
  7. Практическая значимость работы.
  8. Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.
  9. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
  10. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.

Критерии оценивания представления работы (доклада):

  1. Четкость изложения материала, свобода  использования данных.
  2. Убедительность аргументов.
  3. Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
  4. Убедительность аргументации при ответе на вопросы.
  5. Качество презентации, использование ТСО.

Личностные качества докладчика:

  1. Эрудиция при защите проекта.
  2. Уровень развитости мышления.
  3. Грамотная речь при защите проекта.
  4. Умение вести диалог.
  5. Умение вести себя на сцене свободно, раскованно.